Синупрет в профилактическом лечении хронических рецидивирующих риносинуситов

7 Янв 9372

Воспалительные заболевания верхних дыхательных путей вообще и хронические риносинуситы в частности являются частой патологией и поэтому могут быть отнесены к категории «социально значимых». В литературе представлены сведения о том, что эти патологические процессы встречаются в ЛОР практике у 15% амбулаторных и 30% стационарных больных (Д.И. Заболотный, Т.В. Маляренко, 2008). Кроме того, по данным статистики отмечается устойчивая тенденция к росту количества воспалительных заболеваний околоносовых пазух. И такое нарастание заболеваемости приобретает все более ускоряющийся характер.

Распространенность хронических риносинуситов также зависит от патоморфологической природы заболевания. Гиперпластические процессы рицидивируют значительно чаще, чем гнойные или гнойноолипозные. Однако в совокупности эта патология является одной из наиболее часто рецидивирующих среди других заболеваний, и не только оториноларингологических.

Для профилактики рецидивирования патологических процессов в организме существует большое количество рекомендаций: адекватность и своевременность начала лечения пациента с острым заболеванием, повышение уровня местной и системной иммунологической реактивности организма и другие. Но многие из них работают лишь в комплексе друг с другом, что значительно увеличивает экономические затраты и усложняет процесс лечения, а также сказывается на комплаентности. Не всегда и не все они достаточно эффективны. В связи с этим изыскание новых средств для профилактики обострений хронических процессов в околоносовых пазухах представляется своевременным и целесообразным.

В этом плане представляет значительный интерес изучение эффективности комплексного растительного препарата Синупрета® в качестве профилактического средства против хронических и рецидивирующих риносинуситов, который доказал свою эффективность во многочисленных клинических исследованиях при лечении больных острым PC. С точки зрения лечения лиц с хронической воспалительной патологией остиомеатального комплекса особый интерес представляет сочетание секретолитического, противовоспалительного, иммуномодулирующего и прямого противовирусного свойств данного препарата, а также возможность длительного его применения.

В связи с этим целью нашей работы явилось изучение лечебно-профилактического потенциала комплексного растительного препарата Синупрет® в предупреждении рецидивов хронического риносинусита.

Материалы и методы

Для проведения исследования были отобраны 50 человек с хроническим риносинуситом в фазе ремиссии.

Патоморфологически процесс верифицировался как катаральный. Пациенты с полипозными и гнойными риносинуситами, опухолями околоносовых пазух различной природы исключались из исследования. Кроме того, люди получающие на догоспитальном этапе иммуностимулирующие средства, имеющие тяжелую соматическую патологию или анатомические дефекты остиомеатального комплекса, также были исключены из проводимого исследования. В зависимости от предложенной схемы лечения все 50 больных были подразделены на 2 клинические группы по 25 человек в каждой, идентичные по полу и возрастному составу. Основную группу составили лица, которые получали противовоспалительную терапию (глюконат Ca 10% – 10,0 в/в, 1 раз в сутки – 10 дней), антигистаминные средства (эдем, эриус, кларитин по 1 таблетке 1 раз в день), ирригационную терапию в спрее в нос 2–3 раза в день. Кроме того, в этой группе все лица получали Синупрет форте® по 1 таблетке 3 раза в день. Полный курс лечения составил 28 дней. Группу сравнения представляли также 25 человек с хроническим рецидивирующим риносинуситом, которые подверглись аналогичному курсу лечения, в который, однако, не был включен исследуемый препарат: Синупрет®.

У всех больных, включенных в исследование, проводился тщательный эндоскопический осмотр ЛОР органов, собирался анамнез с обращением особого внимания на количество рецидивов в прошлом. При выполнении передней и задней риноскопии с помощью носовых зеркал и эндоскопов фиксировалось состояние слизистой оболочки (ее консистенция, цветность, отечность), наличие патологического содержимого. Кроме этого, у всех обследуемых изучалось состояние мукоцилиарного транспорта с помощью сахаринового теста. Также у всех больных исследовалась динамика рентгенологических проявлений. Кроме того, все пациенты в обеих группах были обследованы и с помощью термографии. Этот новый и одновременно «старый» диагностический метод обследования является неинвазивным, безвредным, не вызывает осложнений, прост в выполнении, не требует материальных затрат. Для его осуществления использован термограф 4 го поколения TIS 1 (Thermal Imaging Systems). Он не требует для своей работы, как предыдущие поколения термографов, охлаждающего фактора (жидкого азота). Обследование может проводиться в обычном положении больного.

Все пациенты подверглись термографическому обследованию. Для этого нами использован термограф 4го поколения, созданный Физико-техническим институтом низких температур HAH Украины. Это современный аппарат с достаточно чувствительной матрицей, цветным экраном, и, главное, при его эксплуатации не требуется охлаждающий фактор (жидкий азот), который необходим для предыдущих моделей термографов. С помощью этого аппарата возможно получить цифровую информацию, которая свидетельствует о наличии или отсутствии очага воспаления в околоносовых пазухах: температурный градиент между центром воспаления и окружающими его тканями, термоасимметрия на симметричных точках кожи лица в проекции околоносовых пазух.

Катамнестические данные включали информацию о количестве рецидивов заболевания после проведения курса профилактического лечения.

 

 

 

 

Результаты исследования и их обсуждение

При первичном сборе анамнестических данных выявлено, что в обеих клинических группах у большинства лиц в прошлом обострение хронического риносинусита происходило 2–4 раза в год:

То есть, можно констатировать, что в среднем до начала лечения количество рецидивов в год составляло 3–3,1.

Динамика клинической симптоматики заболевания дои в различные сроки после лечения (сразу по завершении курса, через 6 и 12 мес.) отражена в табл. 2. Из ее данных видно, что периодическая заложенность носа у больных в основной группе прогрессирующе уменьшалась со 100% до 42%. После проведенного лечения существенно улучши лось состояние слизистой оболочки полости носа: достоверно уменьшался удельный вес числа пациентов с ее гиперемией и отечностью. Наличие отделяемого в полости носа различного характера было зафиксировано у 85% об следуемых до начала лечения. После его окончания на протяжении года эта цифра неуклонно снижалась – до 20% через 1 год.

В группе сравнения была констатирована другая динамика. Периодическая заложенность носа хоть и уменьшалась на протяжении 12 мес. обследования, но различия с первичным обследованием были незначительными (снижение – лишь до 70%). Наличие гиперемии и отечности слизистой оболочки в полости носа снизилось и определялось лишь у половины осмотренных через 1 год. Но это значительно больше, чем в основной группе.

Наличие секрета в полости носа также стало фиксироваться у меньшего количества больных при сроке наблюдения 1 год. Однако если до лечения он отмечен у 82% пациентов, то через 1 год эта цифра снизилась лишь до 74% и была достоверно выше, чем в основной группе (20%).

Все больные в обеих клинических группах подверглись лабораторным методам обследования. Так, нами исследовался в динамике сахариновый тест, который отражает работу мукоцилиарного транспорта слизистой оболочки полости носа: нарушения мукоцилиарного транспорта I степени – 20–30 мин, II степени – 30–60 мин, III степени – больше 60 мин. Метод чрезвычайно прост в выполнении, не инвазивен, не требует материальных затрат, не вызывает осложнений и поэтому широко применяется в клинике. К его недостаткам следуем отнести субъективизм, большой разброс получаемых результатов. В основной группе и группе сравнения по лучены следующие результаты (рис. 1).

Из графика видно, что до начала лечения у всех пациенты имело место нарушение двигательной активности мерцательного эпителия I степени. После окончания лечения (через 4 нед.) произошло снижение значений указанного теста. Однако более заметное уменьшение (хоть и недостоверное) имело место в основной группе.

При рентгенологическом обследовании больных использовался электроннооптический преобразователь, этот аппарат может показывать патологию околоносовых пазух на экране и фиксировать ее немедленно. Кроме того, этот метод дает менее выраженную лучевую нагрузку как

на пациента, так и на обслуживающий персонал. Обнаружено, что у всех обследованных больных до начала лечения имело место нарушение пневматизации околоносовых пазух. После окончания лечения пациентов в основной группе произошел значительный регресс этого показателя.

Он зафиксирован лишь у 12% лиц. А в группе сравнения нарушение аэрации пораженных пазух сохранялось у 93% обследованных. Такие различия результатов могут быть объяснены только выраженным противоотечным действием Синупрета, его способностью восстанавливать дренажи вентиляцию ОНП.

В результате термографического обследования больных в динамике лечения выявлено, что выраженная термоасимметрия или температурный градиент после окончания лечения в основной группе полностью нивелировался, а во многих случаях и исчезал через 6–7 дней после начала лечения. В группе сравнения подобные явления зафиксированы лишь на 9–10й день после начала комплекса лечебных воздействий. Подобное указывает на ярко выраженное противовоспалительное действие Синупрета.

Аналогичные положительные сдвиги в состоянии больных, получивших в комплексе лечения Синупрет®, определили количество рецидивов, которые произошли в течение следующего года катамнестического наблюдения. Они отражены на рис. 2, из которого видно, что в основной группе пациентов до начала лечения количество рецидивов в среднем составило 3, а после 1 года наблюдения за ними констатировано снижение их количества до 1,44, то есть произошло достоверное их уменьшение на 52%. В группе сравнения получены несколько другие результаты. До начала лечения у обследуемых было 3,1 рецидива за год, а через 1 год катамнестического наблюдения после завершения лечения зафиксировано 2,84. Хоть количество рецидивов в этой группе и снизилось, но это снижение произошло лишь на 8,3%, и разница между показателями была недостоверной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Таким образом, на основании клинического наблюдения за больными хроническим катаральным риносинуситом на протяжении 1 года и результатов их обследования с помощью различных лабораторных методов можно констатировать, что включение Синупрета форте в комплекс лечебно-рофилактических мероприятий способствует:

1) нормализации состояния остиомеатального комплекса и нормализации функционального состояния слизистой оболочки ВДП;

2) существенному уменьшению количества рецидивов у обследуемых пациентов.

Это дает основание рекомендовать Синупрет® для практического здравоохранения не только с лечебной целью, но и как активное профилактическое средство.

Харьковский национальный медицинский университет.

А.С. Журавлев.

«Семейная медицина», №1 (63), 2016.

Познакомиться со всеми статьями и новостями по разделу "Фитонирингвы можете по ссылке http://medicalexpress.ru/news/cat=6 

Познакомиться со всеми статьями и новостями по разделу "Фитотекавы можете по ссылке http://medicalexpress.ru/news/cat=10