Интервью > Обращение лекарственных средств. Проблемы и пути их решения

В Узбекистане внедряется референтное ценообразование на лекарства. О том, что это значит для потребителей и производителей лекарственных препаратов, и как отразится внедрение нового механизма регулирования цен на развитии отечественной фармацевтической отрасли наш корреспондент беседует с заместителем председателя Антимонопольного комитета Республики Узбекистан Бабуром Каримовым.

 

/uploads/news/DSC_9758.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Бабур Хасанович, помню, в беседе за круглым столом с представителями иностранных фармацевтических компаний вы  обсуждали вопросы регулирования ценообразования лекарственных средств в нашей стране и зарубежный опыт. В постановлении Президента о дополнительных мерах по углублению реформ в фармацевтической отрасли четко записано, что, начиная со второй половины этого года, в республике начнет поэтапно внедряться система референтного ценообразования на лекарственные средства отечественного и зарубежного производства. Не могли бы вы подробнее это прокомментировать?

— В постановлении Президента говорится о трех основных моментах нового механизма регулирования цен, которые должны повлиять на снижение цен и развитие конкуренции в сфере фармрынка.

Первый — это, конечно, внедрение системы референтного ценообразования. Второй момент связан с выбором регулирующего органа новой системы, осуществляющего регистрацию предельных цен на каждое торговое наименование лекарственного препарата. а также мониторингом и анализом данной системы. Этим органом, согласно постановлению, стало Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения. И третий момент нововведения: со второй половины года во всех медицинских организациях республики, независимо от форм собственности, внедряется обязательный порядок выписки рецептов исключительно по международному непатентованному наименованию лекарственных средств.

— Взлет цен на лекарства в нашей стране — факт неоспоримый. Кто из потребителей, побывав в аптеках, не ужаснулся их небывалому повышению, но последует ли их спад после внедрения референтного ценообразования?

— Утверждать, что референтное ценообразование станет панацеей от всех бед в фармацевтической отрасли не берусь, но смело могу сказать, что оно поможет приблизить решение задач, обозначенных в постановлении Президента по углублению реформ в данной сфере.

— Референтные цены, референтные страны… Как разобраться в этом потребителям лекарственных препаратов?

— Применительно к фармацевтической отрасли я бы сказал так: это сравнение цен на поставки одного продукта в   референтные страны, цен в стране происхождения и импортных цен в республику Узбекистан за последние шесть месяцев. В постановлении речь идет о выборе не менее 10 стран, относящихся к группе стран высокого, выше среднего и ниже среднего уровня доходов на душу населения .Производитель согласовывает в системе предельную цену и направляет рабочему органу всю требуемую информацию, после чего рабочий орган направляет на согласование предельную стоимость, затем вносит ее в реестр.

В Узбекистане, как вы знаете, ценообразование на лекарственные средства регулируется оптовыми и розничными наценками. Оптовые 15% независимо от числа посредников, в рознице — 20%. Но вопрос об определении базовой цены стоит сейчас очень остро. Она должна быть справедливой. Дискриминационная ценовая политика при оказании лекарственной помощи нашему населению сегодня не приемлема.

Референтный механизм призван снизить социальные риски, связанные с завышением цен на лекарственные средства. К тому же новая система ценообразования повлияет и на работу посредников. Недобросовестные дистрибьюторы должны уйти с рынка. Для потребителя важно, чтобы все было прозрачно.

— На какие цены при закупке государством лекарств в процессе референтного ценообразования следует надеяться потребителям? Они рассчитывают, что не на высокие. Но ведь и не на самые же низкие?

— Мы обсуждали и этот вопрос за круглом столом. И получили от представителей фармацевтических компаний и экспертов фармрынка предложение — брать в расчет данные по ценам в 10 референтных странах, стране происхождения и импорта в Узбекистан за последние 6 месяцев, а затем высчитать средние значения и определить из них минимальное значение, которое будет предложено компаниям в качестве предельной стоимости.

У министерства здравоохранения есть Список основных лекарственных средств, которые закупаются нашим государством. В постановлении Президента как раз таки и сказано: в срок до
1 июля к этим препаратам будет применено референтное ценообразование, а в дальнейшем и к остальным.

Референтное ценообразование на Основные лекарственные средства — особый вопрос социального рынка и тут без защиты прав потребителей не обойтись.

Думаю, что во многом проблема защиты потребителей и конкурентной способности производителей решится сама собой, если начнут действовать правила взаимозаменяемости лекарственных средств.

— Но у нас в стране, к сожалению, нет таких правил!

— Постановлением Президента, о котором мы говорим, Антимонопольному комитету дано поручение разработать такие правила. И они сейчас готовятся. А когда вступят в силу, потребители уверенно и без страха смогут покупать любые аналоги лекарств соразмерно со своим бюджетом.

— В чем суть нововведений?

— Вы, наверное, знаете, что в мировой практике существует правило, по которому любой оригинальный лекарственный препарат, выпускаемый на рынок, имеет патентную защиту. Она дается производителю лекарств лет на 10-15. И в этот период никакая другая фармацевтическая компания не имеет права производить аналоговые лекарства. Как только заканчивается срок патента, то на рынке тут же появляются аналоги. Фармацевтические компании тщательно следят за процессом и начинают производить лекарственные средства с тем же активным веществом, но с другими торговыми наименованиями. На фармрынке существует множество аналогов одного и того же лекарства. Их называют по-разному: дженерики, генерики или вот — воспроизведенные лекарственные средства. Используется и такой термин. В принципе все они содержат одно и то же активное вещество. И, по сути, если следовать нормативным документам, которые контролируют эту отрасль, то дженерики должны оказывать такой же терапевтический эффект на пациента как оригинальный препарат, если они выпущены в той же форме и дозе.

В США, например, как только у оригинального препарата заканчивается патентная защита, 80 процентов потребителей переходят на дженерики. Никто из потребителей и страховых компаний не готов платить огромные, сумасшедшие деньги за дорогое лекарство, тем более, что существует его аналог по ценам значительно ниже, но с таким же терапевтическим эффектом.

Считаю, что и нам надо активнее проводить работу в данном направлении, разъяснять потребителям суть взаимозаменяемости лекарств. Когда на нашем фармацевтическом рынке появится конкуренция и большое количество аналогов эффективных лекарств, а Агентство по развитию этой отрасли решит все вопросы их безопасности, то и потребители найдут в аптеках лучшие для себя препараты, в том числе и по цене.

— А то, что с 1 июля во всех медицинских организациях республики, независимо от формы собственности, вводится обязательный порядок выписки рецептов исключительно по международному непатентованному наименованию лекарственных средств как-то связано с внедрением к этой же дате «института тайного покупателя фармацевтической продукции»?

— Разумеется, все тесно связано. Основными задачами института «тайного покупателя фармацевтической продукции», который вводится в стране, является мониторинг и оценка соблюдения медицинскими организациями и аптеками требований законодательства, регулирующих порядок выписки рецептов и формирования предельных цен на торговое наименование лекарственного средства как требует того система референтного ценообразования.

Займется этим непосредственно Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете при содействии институтов гражданского общества. Как известно, по Закону Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» отдельные  препараты должны выписываться врачами на рецептурных бланках. Есть, конечно, и такие лекарства, которые отпускаются по особым рецептам. Например, на наркотические и психотропные препараты. По ним и учет, отчетность особая, за нарушения применяют наказания вплоть до уголовной ответственности. Но это не значит, что остальные лекарства не должны выписываться на рецептурных бланках. Это единственный документ, который подтверждает взаимоотношения пациента с врачом.

— Сколько раз хожу в поликлинику, однако за десяток последних лет никогда не выписывали мне лекарства на рецептурном бланке, все на каком-то листочке…

— К сожалению, у нас в медицинских учреждениях повально происходят случаи, когда врачи назначают препараты на клочках бумаги или листочках из блокнотов, услужливо преподнесенных им представителями фармацевтических компаний, на которых зачастую рекламируются самые дорогие лекарственные препараты под торговыми наименованиями.

Конечно, институт тайного покупателя создан не для того, чтобы проверять, как оформляется рецепт, как идет назначение, на каком бланке выписываются лекарственные средства. Само правило написания рецептов, использования рецептурных бланков давно уже урегулировано актами законодательства. Другое дело, что данный механизм не работает в настоящее время.

Теперь же, по законодательству, если врач выписал пациенту лекарственное средство по торговому наименованию, а не международному непатентованному, то это будет считаться правонарушением и антимонопольные органы обязательно применят к такому медицинскому работнику меры воздействия.

Не раскрою секрета, если скажу, что Антимонопольный комитет и был как раз таки инициатором того, чтобы у нас в стране ввели административную ответственность за сомнительное партнерство медицинских работников и представителей фармацевтических компаний, связанное с нарушениями врачебной этики и злоупотреблением должностных полномочий.

Не сомневаюсь: здоровье всего населения республики от грядущих нововведений останется только в выигрыше.

— В период карантина, вызванного пандемией COVID-19, одним из основных источников информации для врачей и населения стал Интернет. Как строит свою работу Антимонопольный комитет по выявлению нарушений в медицинской информационной сфере в Интернет пространстве?

— Мы внимательно следим за всеми действующими в Узбекистане медицинскими Интернет-ресурсами, группами, каналами, профессиональными сообществами и в продолжение разговора о врачебной этике хотел бы отметить, что в настоящее время, на первом этапе нашей работы мы анализируем их деятельность для принятия действенных мер по привлечению к ответственности как отдельных медицинских работников так и руководителей медицинских организаций,  злоупотребляющих должностными полномочиями, допускающими сомнительное партнерство с некоторыми неэтично действующими представительствами фармацевтических компаний. В данной сфере можно назвать сразу несколько нарушений законодательства. Например, Закона об Общественных объединениях, когда медицинские сообщества создаются и осуществляют свою деятельность без регистрации в установленном законом порядке, в том числе, без регистрации, используемой символики, Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», когда медицинские Интернет-группы, каналы, объединения занимаются сбором, производством и распространением печатной и видео информации без регистрации, как электронные СМИ, в том числе, медицинские специализированные СМИ, нарушение Закона Республики Узбекистан о рекламе, когда реклама рецептурных препаратов и специализированная медицинская информация находится в широком доступе для населения, что наносит огромный вред здоровью граждан. А также в результате происходит негативное влияние на качество оказания медицинской помощи населению медицинскими работниками, которые грубо подвергаются рекламному воздействию таких не зарегистрированных специализированных СМИ и профессиональных медицинских сообществ, нередко маскирующих свою деятельность через организацию только для зарегистрированных пользователей. Но в этом случае, как и в аптеках, мы используем механизм «тайного покупателя» для выявления истинных целей создания таких псевдо сообществ и псевдо медицинских СМИ.

Важно, чтобы не только печатные, но Интернет-ресурсы, размещающие рекламу и информацию о рецептурных лекарственных средствах, полнее ощутили ответственность за нарушения требований законодательства и установили у себя в журналах и газетах фильтры, подобно эффективно действующему под контролем авторитетной редакционной коллегии медицинскому специализированному научно-практическому социально-рекламному журналу «Medical Express».

Скоро вашему журналу, осуществляющему свою деятельность в партнерстве с Министерством здравоохранения республики и вносящему значимый вклад в информационное содействие реформам в системе здравоохранения Узбекистана, исполняется 23 года. Желаю коллективу издания идти в ногу со временем, больших творческих успехов в поиске новых способов донесения медицинской информации до врачей.

 

Беседу вел Григорий Николаев.

/uploads/news/666A8985.jpg

06.07.2020 1544

Похожие новости